
Когда слышишь ?метро приправы?, первое, что приходит в голову непосвящённому — это, наверное, какой-то новый кулинарный блог или рецепт для метростроевцев. На деле же в профессиональной среде под этим часто подразумевается канал сбыта — поставки в сети типа ?Метро Кэш энд Керри? — и специфические требования к упаковке, логистике и, что самое важное, к самому продукту. Многие начинающие поставщики думают, что главное — это цена, и закупают что подешевле. А потом удивляются, почему партию вернули или контракт не продлили. Тут дело не только в цене. Возьмём, к примеру, перец — казалось бы, простейшая позиция. Но для сетей важен не просто молотый перец, а стабильность остроты по шкале Сковилла от партии к партии, фракция помола, отсутствие даже намёка на посторонние включения и, что критично, правильная маркировка на русском языке, соответствующая ТР ТС. Однажды видел, как коллеги потеряли контракт из-за того, что в партии чёрного перца горошком попались единичные зёрна белого — для них это было браком, хотя для мелкого ритейла это часто вообще не проблема.
Работа с ?Метро? или аналогичными гипермаркетами для cash & carry — это отдельная вселенная. Требования к документам — это отдельная песня. Сертификаты соответствия, декларации, протоколы лабораторных испытаний на пестициды и тяжёлые металлы — всё должно быть идеально. Причём сроки действия этих бумаг постоянно отслеживаешь. Была история, когда мы готовили крупную отгрузку смеси перцев для метро приправы, а в день погрузки выяснилось, что протокол микробиологии ?просрочен? на три дня. Лаборатория выдаёт новый не мгновенно. Грузовик простаивал, складские сроки горят. В итоге партию приняли, но под штрафные санкции попали — съели всю маржу с той поставки. Учишься на таких косяках.
Или вот по упаковке. Кажется, что мешок крафтовый на 25 кг — он и в Африке мешок. Но нет. Для сетей важна прочность шва, наличие пищевого слоя внутри, определённая плотность материала, чтобы при перевалке не порвался. И бирка должна быть не просто пришита, а именно вшита в шов определённым образом, с указанием не только даты производства и срока годности, но и номера смены и линии. Это для прослеживаемости. Если в каком-то магазине покупатель найдёт инородное тело (не дай бог), сеть должна за часы выявить всю партию и снять с полок. Без чёткой маркировки — это невозможно. Поэтому когда видишь продукцию, которая изначально готовилась для мелких оптовиков или рынков, её часто приходится фактически переупаковывать, чтобы завести в сеть. Дополнительные расходы, которые изначально не все закладывают в калькуляцию.
Ещё один нюанс — логистика и фасовка. Часто сети требуют не только крупную тару (мешки, коробки), но и мелкую розничную фасовку — по 100 гр, 50 гр. И здесь возникает дилемма: фасовать самому или отдавать на аутсорс. Своя линия фасовки — это огромные вложения. Многие, особенно в начале пути, как, например, компания ООО Фэнсян Ванлида Промышленная Торговля (о них подробнее позже), идут по пути сотрудничества с контрактными упаковщиками. Но тут важно не промахнуться с контролем качества. Передали, скажем, тонну молотой паприки на фасовку — получили назад 990 кг готовых пакетиков. Куда делись 10 кг? Потери при пересыпке, остатки в линии. Это нормально. Но если потеря 2-3%, это одно, а если 5% и больше — уже съедает прибыль. Приходится лично стоять и смотреть за процессом, выверять весы, проверять герметичность швов на пакетах. Автоматика часто глючит.
Чтобы было понятнее, расскажу на примере, с которым сталкивался. Возьмём ту же ООО Фэнсян Ванлида Промышленная Торговля (сайт их, кстати, https://www.fxwldgm.ru — можно глянуть их ассортимент). Компания позиционирует себя в сфере переработки сельхозпродукции с фокусом на перечной отрасли. То есть у них, теоретически, должен быть контроль от сырья. Это огромный плюс. Потому что одна из главных проблем в секторе метро приправы — нестабильность сырья. Перец, выращенный в разные сезоны, в разных регионах (Вьетнам, Индия, Бразилия), будет иметь разную остроту и аромат. Если смешивать сырьё из разных партий без выверенной рецептуры, конечный продукт будет ?плавать?. А сеть требует одинаковый вкус и цвет. Поэтому их заявление о ?относительно совершенной промышленной цепочке? — это не просто слова для сайта. На практике это означает, что они, вероятно, имеют долгосрочные контракты с хозяйствами, контроль на этапе сушки и первичной очистки, свои или партнёрские мощности для помола. Это снижает риски.
Но даже при такой цепочке возникают сложности. Допустим, закупили они партию перца горошком в Индии. Пришла она морем, на таможне задержалась из-за проверок. Сроки поджимают. Сушка и очистка должны проходить при определённой влажности. Если из-за задержки зерно отсырело в контейнере, придётся делать дополнительную просушку, что может повлиять на эфирные масла — аромат станет слабее. Это потом аукнется, когда продукт попадёт на полку. Покупатель, может, и не поймёт, но профессиональный шеф-повар, который берёт специи в ?Метро? для своего ресторана, заметит. И сделает вывод о поставщике. Репутация в этом бизнесе — всё.
Или другой момент из их деятельности — ?услуги складского хранения обычных грузов?. Это ценное подспорье. Специи, особенно цельные, требуют особых условий хранения: определённая температура, влажность, отсутствие посторонних запахов. Если у компании есть свои современные склады, которые соответствуют не только общим, но и пищевым стандартам (что, судя по лицензии на производство пищевых продуктов, должно быть), это резко повышает их надёжность как поставщика для сетей. Сеть знает, что продукт хранился правильно до момента отгрузки. Это снижает претензии по качеству на этапе приёмки.
Глядя на описание ООО Фэнсян Ванлида, видишь широкий спектр: от первичной переработки до торговли металлическими изделиями и стройматериалами. Со стороны может показаться: ?Разбрасываются?. Но в реальности оптового бизнеса в регионах России это часто вынужденная диверсификация. Сезонность в сельхозке, колебания цен на перец. Торговля ?железом? или стройматериалами даёт cash flow, который позволяет пережить паузы и вкладываться в развитие пищевого направления, в ту же упаковку для метро приправы.
Однако здесь кроется и риск. Профиль размывается. Команда, которая должна концентрироваться на тонкостях пищевой безопасности и логистики специй, вынуждена также разбираться в сортаменте металлопроката. Это разные компетенции, разные базы поставщиков и покупателей. Можно недосмотреть где-то в основном направлении. Успешные игроки, как правило, либо создают отдельные юрлица/отделы с разными командами, либо постепенно отказываются от непрофильных активов, когда пищевое направление выходит на устойчивые объёмы. Пока же, судя по всему, компания находится в той фазе, когда диверсификация помогает выживать и накапливать опыт.
Что интересно, наличие лицензии на автомобильные грузоперевозки (без опасных грузов) — это сильный ход для внутренней логистики. Контролировать свой автопарк, даже небольшой, для доставки продукции со склада на распределительный центр сети — это проще, чем зависеть от сторонних перевозчиков. Меньше рисков срывов сроков, проще решать вопросы с температурным режимом (для некоторых приправ это актуально). Опять же, экономия на фрахте в долгосрочной перспективе.
Исходя из того, что видел, главная ошибка — пытаться войти в сеть с ?сырым? продуктом. Даже если у тебя самый лучший перец из Вьетнама, но он не очищен как следует, с примесью мелких камешков или стеблей, или фасован в нестандартные мешки — тебя развернут на пороге. Нужно сначала довести продукт и упаковку до идеала, возможно, даже провести пробную поставку небольшой партии в региональный дистрибуционный центр сети, получить обратную связь и только потом выходить на федеральный уровень.
Вторая ошибка — недооценка силы документации. Можно иметь идеальный товар, но если в сертификате не та графа заполнена или печать поставлена криво, приёмка может остановиться. Нужно завести себе ответственного человека, который будет жить в этих ГОСТах и ТР ТС, постоянно общаться с лабораториями и сертификационными центрами. Это не бухгалтерия, которую раз в квартал делаешь. Это ежедневная работа.
И третье — не зацикливаться только на цене как на козыре. Да, для метро приправы цена важна, но не менее важны стабильность поставок, гибкость (сеть может внезапно увеличить заказ к сезону), и готовность работать с претензиями. Если что-то пошло не так, нужно не спорить, а быстро замещать брак, проводить расследование и предоставлять отчёт. Сеть ценит таких поставщиков и держится за них. Лучше иметь на 5-10% дороже, но быть таким надёжным партнёром, чем быть самым дешёвым, но с которым постоянные проблемы.
Сейчас рынок специй для HoReCa и крупного ритейла становится всё более структурированным. Раньше можно было работать ?с колёс?, сейчас — нет. Требования ужесточаются, конкуренция растёт. Выживут те, кто, как ООО Фэнсян Ванлида Промышленная Торговля, смогут построить не просто торговлю, а именно перерабатывающее звено с контролем качества. Фокус на перечной отрасли — хорошая ниша, перец всегда в топе спроса. Но нельзя стоять на месте. Думаю, в перспективе успешные игроки будут двигаться в сторону более глубокой переработки — не просто молотый перец, а готовые сложные смеси для конкретных блюд или отраслей (например, для мясопереработчиков), в удобной для промышленного использования таре. И конечно, экологичность и прослеживаемость — тренд, который будет только усиливаться. Потребитель, даже оптовый, хочет знать, откуда продукт. Те, кто сможет прозрачно показать всю свою цепочку от поля до упаковки, получат серьёзное преимущество в работе с теми же сетями по поставкам метро приправы. В общем, дело это живое, сложное, но безумно интересное, если вникать в детали, а не гнаться только за тоннажем.